Публикации
Художник – лжец, искусство – правда
«Призыв», 12.08.2008
На днях в областном Центре изобразительного искусства открылась выставка ковровских художников Сергея Холоднова и Светланы Дубининой.
Большой зал, огромное количество работ на стенах – графика, живопись. По словам художников, монтаж выставки был довольно-таки трудоемким – на него ушло два дня. На суд зрителей мастера выставили свои лучшие работы.
Полностью
Сергей Холоднов – человек удивительного трудолюбия, пытливого ума, широкого творческого диапазона. Ему подвластны многие виды искусства – графика, скульптура, медали.
Трудно сказать, в какой теме Сергею Холоднову работается плодотворнее. Какие-то необъяснимые обстоятельства приводят к тому, что одна работа формируется образно, иносказательно, лаконично, а другая получается повествовательной, многословной… Одна композиция складывается быстро, другую приходится искать долго и мучительно.
Светлана Дубинина в искусстве тоже не новичок – живописью она занимается с 1990 года. И, глядя на работы, удивляешься тому колористическому богатству, которого художница сумела достичь. Она стремится найти отклик своему миропониманию, своим переживаниям и чувствам в явлениях природы, ее изменчивых состояниях.
– Светлана, мимо вашего полотна "Печаль" нельзя пройти равнодушно. Можно узнать историю его создания?
– Это было в 1995 году. Придя на этюды, заметила березу и, видимо, как-то так легла -время было сложным для меня, наложились какие-то личные переживания…: Как ни странно, березы этой уже нет – ее на следующий год спилили.
– Сколько в среднем вы работаете над картиной?
– По-разному. Иногда 5-6 часов – и картина в целом готова. Над "Печалью" я трудилась подольше – может быть, дня два-три. Но я все равно считаю, что она довольно быстро и удачно получилась.
– У вас ведь нет профессионального образования художника:
– Да, я бросила педагогику, в которой у меня был стаж 15 лет, и ушла в творчество. И сейчас я художник-постановщик в ДК "Современник" города Коврова.
– Вы ни разу не пожалели, что поменяли род занятий?
– Я в 5-м классе случайно попала в мастерскую художника и поняла, что это мой мир. Все свое свободное время я занимаюсь творчеством и ни разу не пожалела, что выбрала это занятие.
– Вы никогда не подсчитывали, сколько картин написали за все годы творчества?
– Задачи такой не было, да и невозможно за этим уследить, потому что периодически свои полотна я продаю. Первые годы, конечно, было очень жалко расставаться с ними, а сейчас я к этому отношусь более спокойно. К тому же с появлением цифровой техники у меня теперь остаются фотографии на память – репродукции хорошего формата и качества. Поэтому расставаться с картинами стало намного легче.
– А вы прослеживаете судьбу своих картин – в чьей частной коллекции осели работы или, быть может, в какую страну они увезены?
– Да, мне говорили, что мое творчество движется по миру – Канада, Италия, Германия, Австрия…: То, что таким образом кусочки меня расходятся по всем уголкам земного шара, меня, безусловно, радует. И, конечно, то, что моя работа украшает чью-то квартиру, мне просто очень приятно…:
Сергей Холоднов и Светлана Дубинина ежегодно участвуют в выставках как в своем родном Коврове, так и в других городах. В их ближайших планах открыть к юбилею города коллекционную выставку, в которой примут участие около 40 работ друзей-художников.
Несомненно, и Холоднов, и Дубинина вписали свою страницу в искусство родного края.
Что же касается выставки в областном Центре изобразительного искусства, то она получилась очень светлой. Для большинства владимирцев, посетивших экспозицию, она наверняка станет открытием. Познакомиться с мастерством ковровских художников можно будет в течение месяца.
Татьяна ЛАПАТИНА
Художник нашего времени
«Ковровские вести», 08.02.2012
«Дорогой Сережа. Горько осознавать, что тебя нет уже год, но все равно ты живой, живее всех оставшихся дуремаров. Я пообщался с тобой через все работы и на сердце стало тепло и хорошо. Твой дух рядом с нами».
Полностью
Это слова одного из друзей Сергея Холоднова, оставленные в книге отзывов. На днях в историко-мемориальном музее открылась выставка памяти этого художника, архитектора и скульптора. Его близкие и друзья с удовольствием рассказывали, каким интересным был этот человек и благодарили спутницу Сергея, художницу Светлану Дубинину, за возможность еще раз окунуться в его творчество.
У Холоднова профессиональное образование, он окончил Московский архитектурный институт (МАРХИ),
работал старшим инженером-архитектором ЗиДа, где проявил себя как автор ряда дизайн-проектов. Был художником– постановщиком в «Современнике»,
автором крупных сценических проектов: «Человек года», патриотических акций в рамках Всероссийского фестиваля «Салют Победы».
Активно участвовал в культурной жизни города, был председателем объединения ковровских художников, членом жюри городских конкурсов, выставкомов,
участником вернисажей и выставок всероссийского масштаба. Его работы находятся в частных коллекциях страны и за рубежом, в Америке, Польше, Бельгии.
Холоднов был удостоен городской премии в области культуры, искусства и литературы «Признание». Его имя занесено в библиографический словарь «Владимирская энциклопедия».
С точки зрения современного человека-потребителя, Холоднов непостижим. У него было множество возможностей переселиться в большой город,
делать то же самое, зарабатывать хорошие деньги и, как это говорят, быть в центре элитной тусовки. Но это все ему было неинтересно. Искусство,
творчество, работа, общение с друзьями были куда важнее денег и признания. Тщеславием художник не страдал, может поэтому при жизни у него состоялись
всего четыре персональные выставки. Были, конечно, и другие: всесоюзные, всероссийские, республиканские… но кажется, что и этого мало, настолько богато
его творчество.
Попав на выставку, понимаешь, что не хочется уходить. Хочется вглядываться, рассматривать, анализировать, сравнивать и переосмысливать. В музее
представлены авторская графика, медали и инсталляции. То, чем сейчас очень кичатся современные креативные художники, Холоднов создавал уже давно,
причем вкладывал в свои работы очень глубокий смысл. Во многом он читается благодаря емким названиям работ: «Взгляд», «Устал», «Скорбь», «Идущий»,
«Порхание», «Чертополох». Так, «Одиночество» он увидел в проволоке с клубком ниток, при внимательном рассмотрении понимаешь, что это человеческие лицо.
«Постового» – в обычном карандаше, обернутом шнуром. «Двуличие» в спиле дерева, «Пространство» – в большой спирали, внутри которой помещена спираль
меньшего размера. «Двое» – слившиеся воедино медные плоские фигуры мужчины и женщины на фоне дерева-сухоцвета. И еще много-много образов: музыкантов,
женских и мужских фигур, храмов, философских инсталляций. Материал – проволока, медь, дерево, мрамор. Необычен даже автопортрет художника,
сделанный из сгоревшей лампочки и проволоки.
Графика Холоднова заслуживает особого внимания. Она выполнена тушью и карандашом, реже – гуашью на обычных альбомных и даже тетрадных листках.
Тематически весьма разнообразна. Это серия, посвященная селам и поселкам Владимирской области: Новки, Любцы, Эдемское, Усолье… Деревенские пейзажи
хоть и выполнены в черно-белых тонах, но очень ярки по сюжету и лиричны. Сразу видно, что художник был влюблен в родной край и не уставал его писать.
Еще более интересна его полуфантастическая портретная серия. Иногда работы напоминают картины Дали, иногда Рембранта, а иногда и почеркушки Пушкина.
Они как будто не закончены: вот одно лицо плавно переходит в другое – «Беседа», «Ребра», вот оно растраивается, и это называется «Разногласием»,
а во «Взгляде» глаза, полные то ли страха, то ли глубокой печали. И снова названия графических работ – половина их успеха: «Судьба», «Депрессия»,
«Звон», «Мы», «Поиграем», «Видение», «Никого», «Клубок страстей».
Всего пара представленных картин выполнена пастелью и гуашью: «Автопортрет» и «Найди меня». Последняя как детская визуальная игра, где среди хаотичных
мазков нужно отыскать лицо художника.
Но Холоднов ярко заявил о себе еще и как медальер. Сейчас это очень редкая профессия. Его медали – это бронза, гипс, алюминий, керамика. Есть серия,
посвященная известным людям: Буров, Мельников, Федоров, Энштейн, Микеланджило, Рафаэль, Ходасевич, Перикл, Ботичелли, Жан Габен, Блок, Ренато Гуттузо,
Брейгель. Другая – военной тематике: «Дорога жизни», «Фронтовая пластинка», «Память» и др. Удивительны храмы, изображенные на медалях:
«Покрова на Нерли», «Дмитриевский собор» и многие другие. А в сериях «Жизнь» и «Ступени» Холоднов предстает как очень искренний и лиричный художник,
для которого тема одиночества выходит на первый план.
К выставке Холоднова комитетом по молодежной политике, семье и детству совместно со Светланой Дубининой был выпущен памятный каталог,
в его предисловии искусствовед Татьяна Сафонова так охарактеризовала экспозицию: «Несмотря на различие техник, смешение жанров,
манеры выражения и различные пластические формы, пространство выставки – это единый, разноплановый, метафорический и сугубо «личностный образ»,
вобравший в себя незаурядный и непредсказуемый мир самого художника».
Думаем, ковровчанам будет интересно окунуться в этот мир, чтобы еще раз понять, какие творцы жили рядом с ними.
Выставка Объединения ковровских художников
сайт "Музеи России" (www.museum.ru/N21415), 2005 г., Москва
С 24 марта по 15 апреля 2005 года Народная галерея приглашает на выставку Объединения ковровских художников. В составе Объединения ковровских художников сегодня постоянно работают около 40 авторов, принадлежащих к разным поколениям.
4 из них - живописцы Виктор Федянов, Виктор Бычков, художники-медальеры Сергей Холоднов и Павел Раскин - являются членами Союза художников России. Самодеятельный художник Борис Тазетдинов - фронтовик, ветеран Великой Отечественой войны.
В числе ковровских авторов - как профессионалы, выпускники художественных вузов и училищ Москвы, Санкт-Петербурга, Иванова, Владимира, Шуи, Касимова и других российских городов, так и любители, активно занимающиеся творческой и просветительской деятельностью.
Полностью
20 августа 2004 года исполнилось 30 лет со дня официальной регистрации Объединения. В действительности же, если не брать во внимание наличие в
Ковровском уезде XIX - начале XX веков иконописных мастерских и лубочного промысла, точкой отсчета для начала истории художественной жизни Коврова
следует считать 1918 год, год открытия в городе Дома искусств, где взрослые и дети могли получить уроки профессионального мастерства у высококлассных
специалистов.
Любителям изобразительного искусства знакома художественная манера владимирских мастеров. Это яркие, сочные, фактурные холсты, насыщенная теплыми тонами палитра, точная, мастерски исполненная графика.
Творчество ковровских авторов, отвечая традициям Владимирской школы живописи, отличается самобытностью, обусловленной местными особенностями.
Краски весны.
Первый городской телеканал, 20.05. 2011, Ковров
В визит-зале Центральной городской библиотеки работает традиционная Весенняя выставка ковровских художников. По сложившейся традиции это
– совместная выставка художников-профессионалов и художников-любителей.
Полностью
На Весенней выставке ковровских художников представлены работы Романова, Семёнова, Рудакова, Еровой – всего 28 живописцев. Особый колорит экспозиции
добавили работы авторов, которые выставляются здесь впервые. Это художники Большакова и муж и жена Орловы. Всего на выставке размещено более 50-ти
работ, среди которых две иконы Валерия Тихомирова, выполненные в точечно-бисерной технике. Все работы интересны и разнообразны – натюрморты, пейзажи,
портреты, написанные в различных стилях и техниках – масло, акварель, гуашь и даже есть работа, выполненная обыкновенной шариковой ручкой. Это триптих
Аллы Орловой «Эпоха Декаданса».
Светлана Буланова, зав. сектором культурно-просветительского центра Центральной городской библиотеки:
- Отдельная экспозиция посвящена памяти нашего земляка известного ковровского художника Сергея Холоднова. На ней представлены его медали, выполненные в бронзе. Он один из немногих людей в мире, кто занимался медалями.
Работы Сергея Холоднова оригинальны и своеобразны: графика и живопись, скульптура и медали. Картины всех мастеров, представленные на вернисаже, яркие, сочные, фактурные, палитра насыщена тёплыми тонами. У каждой картины свой замысел, своя история. Выделить отдельно чьё-то творчество практически невозможно – все авторы самобытны и талантливы.
Марина Водопьянова, корреспондент:
- Весенняя выставка ковровских художников продлится до конца мая. Прийти сюда можно в любой день кроме понедельника, с 11 до 18 часов. Кроме этого, для любителей искусства специалисты визит-зала подготовят презентацию о художниках: их биографии и творчестве.
НЕЗАШТАМПОВАННЫЙ КЛАССИК
«Знамя труда», 2012
Прошло 40 дней после смерти Сергея Васильевича Холоднова – ковровского художника-медальера, члена СХ РФ. О том, каким он был человеком, творческой личностью, мы вспоминаем с его самым близким за последние 10 лет другом, коллегой, женой Светланой Дубининой.
С нами будет и он сам – фрагменты из интервью, дневниковых записей помогут дополнить, но не завершить его портрет, ибо непростая жизнь и необыкновенное творчество Сергея Холоднова навсегда останутся недосказанными, загадкой для непосвященных…Тот, кто не знал его,
мог принять и за художника, и за артиста, музыканта, поэта. Внешность и манеры сразу выдавали творческую натуру. И он был – и художником, и музыкантом, и поэтом, и артистом.
Полностью
Рос без отца, мама стала всем. Он любил ее безмерно, поэтому, когда заболела, вернулся в Ковров из Москвы, где получил аж три высших образования
(архитектурное, художественное и музыкальное) и успешно трудился (выставки, заказы, команда единомышленников).
Мама работала на железной дороге, замечала ли она задатки таланта у сына, мы не знаем, но предположить, что в Сергее проявилась незаурядная
наследственность по отцовской линии (а скорее всего, так и было), вполне могла. Он с удовольствием занимался в фотостудии у Валерия Андреевича Егорова
вместе с другом детства Михаилом Нахаевым. А после 8 класса почему-то поступил в энергомеханический техникум, но быстро понял, что это – не его.
Среднее образование завершил в ШРМ, дальше – МАрхИ (конкурс – 230 человек на место), высшие курсы графики на Мало-Грузинской, курсы французского языка
подрабатывал переводами), а позже (заочно) – Московский институт культуры.
Много лет спустя в Коврове гастролировал Андрей Макаревич, с которым одновременно учились в архитектурном. «Макар» вспомнил, как Сергей играл у него
на ударных (подменял кого-то). Вспомнили они тогда в «Современнике», где Холоднов работал с 2005 года художником-постановщиком, и многих
«давно позабытых»…
В молодости он играл (и пел) в знаменитой ковровской «Тонике». Любил импровизировать на гитаре и вообще всегда в творчестве импровизировал:
«Я – незаштампованный классик…». Терпеть не мог плагиат, архитектурное (созидательное) начало брало верх во всем, будь то медальерная скульптура,
графика, инсталляция. Последней он увлекся лет пять назад. Сотворил 35 работ из меди на пенопласте. Так называемые малые формы скульптуры не оценили
во владимирском отделении СХ: «Меня многие не понимают, называют это «помоечной» скульптурой. А я пытаюсь таким образом воспроизвести мозговые ощущения
и заставить зрителя тоже поработать головой…». Думается, просто не успели понять. Лишь на первый взгляд они кажутся наивными, но посмотрите, как
художник называет работы: «Последний», «Просящий», «Подглядывающий», «Читающий», «Идущий», «Зовущий», «Безысходность», «Скорбь», «Равновесие»,
«Усталость»… А вот «музыкальная» серия: «Барабаны», «Гитарист», «Пианист», «Сакс и труба», «Виолончелист». Автор подсказывает, как надо понимать его
работу, а дальше – «включайте» голову.
Как-то где-то абсолютно правильно выразился наш классик-фантаст Борис Стругацкий: «Как бы плохо вы ни написали вашу повесть, у вас обязательно найдутся
читатели, тысячи читателей, которые сочтут ее шедевром… Как бы хорошо вы ни написали свою повесть, обязательно найдутся читатели, тысячи читателей,
которые сочтут ее чистым барахлом». Так происходит в любом виде творчества, это уже неписаный закон. Для поклонников холодновского творчества его
работы – маленькие шедевры.
Светлана сначала влюбилась в его медаль «Ностальгия», которую увидела на выставке декоративно-прикладного творчества в ковровском музее. Самого Сергея
Васильевича могла бы узнать раньше, если бы согласилась работать (после окончания худграфа в МПИ) на ЗиДе – там он трудился архитектором. Судьба
распорядилась иначе. Познакомились они через общих друзей. А в 2000-м ей предложили должность главного художника в ДК «Современник». Всё было трудно и
запущенно. Помог и стал лучшим советчиком и просто необходимым, как воздух, Серёжа… Больше они не расставались. Он вошел в их семью как близкий, родной
человек. Дед и мама Светланы – художники, творческий дух витает повсюду. Сергей становится помощником и «паровозиком», а «девчонка (Светлана) –
«вагончиком». Иногда меняемся местами, наверное, тандем поэтому и получился – система взаимозаменяемости сработала, «тянем» друг друга».
Они любили ходить в обед в парк им. Дегтярева, часто их видели вдвоем сидящими на скамейке. Светлана-живописец изображала парк в разных состояниях, а
Сергей мог полчаса стоять и смотреть, как дятел долбит дерево. В лесу она собирала грибы-ягоды, а он рядом присядет и – за карандаш; на пленэре, пока
она открывает этюдник, готовит краски, он (чтобы ей одной не было грустно) уже что-то нарисовал… Так появилась серия графики «Новки». Там живут
родители Светланы, туда они всегда вместе ездили. Серёжа помогал в приусадебном хозяйстве. Однажды мы встретились в электричке. Пока вместе до Новок
ехали, Светлана и Сергей рассказали «историю» приобретения газонокосилки (оказалось, и они, и ее сестра в один день купили разные «триммеры»), которую
везли с собой. Смеялись над ее названием…
По работе было много споров, порой «пух и перья» летели из кабинета художников. Но никогда не обижали друг друга. По инициативе Сергея Васильевича
сделали 5 совместных выставок – в Коврове, Владимире, Нижнем Новгороде, Мелехове. А сам он начал выставляться с 1983 года, участвовал в молодежных
международных выставках (в США и Европе), всесоюзных, всероссийских, региональных, областных.
Конечно, он больше известен как медальер (кстати, монеты и медали коллекционировал с детства). И эти работы (более 60) очень талантливы и глубоки.
Среди них – портреты мастеров средневековой живописи Брейгеля и Микеланджело, Перикла, Эйнштейна, Мейерхольда, Жана Габена, Блока и других близких по
духу и самовыражению исторических фигур (он увлекался исторической литературой, оставил богатую библиотеку), серия «Жизнь», православные храмы, военная
тема («Память», «Фронтовая пластинка», «Ладога. Дорога жизни»), разно-философские «Ступени», «Ожидание», «Город», «Велоспорт», «Марионетки»,
«Экологический мотив», «Игра», «Одиночество» и т. д. «Художник – это такое многообразие, которое он сам по себе не может оценить. Вдуматься, понять,
пронести через себя. Что, кто? Оглядевшись вокруг, находишь себя, растворяешься в структуре деревьев, дожде, солнце, женщинах с упругой походкой,
влюбленных парах, проходящих мимо, – как это много! И задыхаешься от того, что никогда не сможешь всё это воспроизвести…».
Светлана много рассказывает о его работе с учениками. Сколько их было за 30 лет – трудно сосчитать, порой в год – до 13. После занятий Сергей
Васильевич находился в состоянии «выжатого лимона». Такая трепетная самоотдача! Он учил не только композиции, с ним было интересно общаться, многих
приобщил к чтению хорошей литературы. Учил мыслить: «Жизнь и деятельность художника – обогащение окружающих тебя… Художник закопан внутри себя, его
нужно откопать…».
Сергей Холоднов никому себя не навязывал, он вынимал из себя всё, что есть, и искренне передавал («в стол» не писал). Он был тактичный, насмешливый,
терпеливый, эмоциональный, дипломатичный эстет, знающий себе цену, большой ребенок, которому хочется потакать… И СВЕТЛЫЙ – так, одним словом (потому
что еще очень тяжело говорить, рана потери близкого человека долго заживает, если вообще заживет) скажет о нем Светлана. Они оба удивительно СВЕТЛЫЕ,
и его СВЕТ теперь будет излучать она…
«Куда бежишь? Что ищешь? Постой, оглянись… Голова и мысли набекрень, как выпрямить? Наверное, только работа от неудовлетворения в себе. Неуспокоенность…».
Эта запись немного сумбурная, незаконченная – видимо, что-то отвлекло автора. Но мы сами додумаем, что хотел сказать художник. Постараемся, ведь он
заставлял думать.
Сергей Васильевич так любил жизнь, так много еще хотел сделать, в том числе освоить Интернет. Осталась незавершенной его плакетка (прямоугольная медаль)
без названия: огромное «мясистое» небо падает на задымленные маленькие дома… Так вдохновило его прошлогоднее аномальное лето (лето в деревне всегда
вдохновляло), оно же и отняло последнее здоровье…
Есть и «запредельная» графика, которую мы еще не видели, но обязательно увидим. Светлана всё бережно хранит и уже начала подготовку к выставке памяти:
«Бог дал мне пожить с таким незаурядным человеком, мы были счастливы, наверное, потому так быстро пролетело время жизни вдвоем (так Серёжа сказал
накануне смерти). А теперь каждый день – труд и слёзы. Неотвратимо…».
Были и есть в Коврове люди, которых можно назвать Небожителями. Это не только поэты, художники и музыканты, это все созидатели-бессребреники с божьим
даром. Они рождаются для того, чтобы привнести, открыть новое, спасти и осчастливить других. Таким был и останется в наших сердцах Сергей Холоднов.
Светлая память.
Л. СТРЕЛЬНИКОВА.
Каждый пишет, как он дышит
сайт «Старт33» январь 2013
Художник Дмитрий Холин – о продолжателях и подражателях, уважении к зрителю и о том, как правильно смотреть выставки и покупать картины.
Холин: … Но у меня имелись задатки к рисованию. Были всякие картинки, почеркушки, нашлепки - места-то там у нас красивые, пробовал акварелью писать пейзажи. Это и перебороло. Пошел в изостудию к художнику-медальеру Сергею Холоднову. Он учил жесткому линейному рисунку, учил чувствовать форму предмета, подготовил к поступлению на владимирский худграф.
ЦИТАТЫ
«…тайна творчества С.В. Холоднова – в мастерстве создания высокого рельефа. В портретных композициях автор … использует «живописные» приёмы,
подчёркивая выразительность скульптурного рельефа в медали… в каждой работе видны мысль художника, его настроение и чувства.
Впрочем, он их и не скрывает, всегда стремясь вынести своё искусство, творческие идеи на суд зрителей».
Л. Стрельникова «Знамя труда», 5 марта 2004г.
Сергей Холоднов: «Когда есть творческое состояние, о деньгах не задумываешься. Не хватает? Пускай! Главное – чтобы душа оставалась и самокультура».
Светлана Дубинина: «У Серёжи «крепкий позвоночник», он знает, что и когда ему нужно. Жить с ним интересно, в нём парадоксально сочетаются стабильность и ветреность, присущая творческой натуре».
Из статьи Л. Стрельниковой «Мы две большие вредины», «Знамя труда», 2005г.
«Специфические рамки медальерного искусства не мешают С.В. Холоднову передать всё богатство своих впечатлений о современном мире».
В. Рузин, председатель правления Владимирского отделения
Союза художников России, заслуженный художник РФ, профессор
«Знамя труда», 20 декабря 2006г.
«Выставку вполне можно причислить к эксклюзивным, поскольку подобного стильного творческого дуэта ни в больших залах историко-мемориального музея,
ни в камерных библиотечных никто доселе не видел». (О выставке С. Холоднова и С. Дубининой «Дорога к дому» в визит-зале Центральной городской
библиотеки)
Л. Стрельникова, «Знамя труда», 12 мая 2006г.
«Серёжа – это юмор и очень острый, цепкий взгляд на окружающий мир…»
Р. Романов, из книги отзывов выставки «Дорога к дому»
«Неординарная личность во всех отношениях. Его графика, в частности, серия «Клубки страстей» - с глубоким подтекстом.
Она заставляет искать всё новый и новый смысл. Этим ценно и дорого его творчество».
Наталья Комарова на открытии персональной выставки графики С. Холоднова в визит-зале Центральной городской библиотеки
С. Холоднов о своих работах:
«Клубки страстей» - это каждому своё, внутреннее.
«Неуравновешенность» (серия изображает кубы в движении): куб – статичная фигура, а мы ведь всё колеблемся, никогда не можем встать ровно, чтобы никто не сдвинул. Портреты – поиск взгляда человека, который что-то пережил».
«Главное – попасть в душу, сердце того, для кого всё пишется – маслом, акварелью, гуашью, фломастером, карандашом…».
«Мало кто может похвастать столь насыщенным творчеством, таким необузданным хотением быть …».
О. Абрамова, «Знамя труда», 28 августа 2007